Как выбрать зимнюю резину
Как выбрать зимнюю резину?
За сцепление с дорогой отвечает не только сила трения, завясящая от типа поверхности и массы авто. Поэтому большинство вопросов при выборе зимней резины возникает из-за параллельного существования двух основных типов зимней резины: шипованной и нешипованной. Нешипованную резину последнее время всё чаще называют липучкой. К сожалению, нельзя однозначно сказать, что один тип резины хуже другого. В одних случаях лучше шипованные покрышки, в других- липучка.
Шиповка или липучка?
Основная разница, оцевидно, в наличии или отсутсвии шипов. Казалось бы- наличие шипов лучше, чем их отсутствие, но... увы всё не так просто.
Шипы хороши при езде по льду. Несомненно. Шип втыкается в лёд и сцепление колеса с дорогой значительно улучшается. Но лёд, оказывается, бывает разный. При не слишком низких температурах лёд пластичный, податливый и шип в него входит довольно легко и на всю глубину шипа. Однако, чем холоднее на улице, тем твёрже становится лёд. В твёрдую поверхность шип входит уже гораздо хуже: погружается либо частично, либо вообще "скоблит" по поверхности или крошит лёд. В этом случае за сцепление с дорогой отвечают только резиновые ламели (бороздочки) на поверхности покрышки. Этими ламелями колесо цепляется за неровности поверхности льда. Чем больше ламелей- тем лучше. Однако неполностью попавший в лёд шип преподнимает ламели над льдом, уменьшая пятно контакта. В итоге получается, что с понижением температуры шипованнная резина теряет свои свойства.
Что же происходит с липучкой на льду? Прежде всего стоит отметить, что липучка ни к чему не липнет. Это всего лишь народное название современной нешипованной решины. Современная нешиповка действительно значительно лучше нешиповки применявшейся ещё лет десять назад, оттого она и потребовала нового названия.
Липучка отличается от шиповки отсутвием шипов. Но главное- в липучке гораздо больше ламелей, эти ламели мельче и мягче. Это позволяет липучке цепляться за малейшие неровности дорожного покрытия. Раз уж мы пока обсуждаем лёд- стоит отметить, что чем крепче лёд, тем лучше за него цепляется липучка. То есть с понижением температуры липучка улучшает свои свойства.
Маститые автомобильные издания проводили в течении нескольких последних лет тесты липучки и тесты шипованной резины. И именно в сравнении тормозного пути на льду. В итоге этих длительных (и, видимо, дорогостоящих) испытаний стало понятно, что при не слишком низких температурах (ближе к нулю градусов) шипованная резина значительно (в два раза) превосходит липучку. Однако с понижением температуры разрыв уменьшается. При температуре ниже минус десяти градусов разница уже почти незаметна. А уже при минус пятнадцати характеристики резины вообще сравниваются. Если температура падает ниже минус пятнадцати- липучка выигрывает у шипованной резины. При минус двадцати липучка эффективнее шиповки на 20%. Если температура будет опускаться ещё ниже- липучка будет ещё эффективнее. Вот конкретные результаты, полученные журналом "за рулём" для разных температур льда:
Тормозной путь (в метрах) со скорости 50 км/ч до скорости 5 км/ч на льду различной температуры
Тип | Модель | -19 C | -13 C | -5 C | -1 C |
---|---|---|---|---|---|
Ш | Continental ContiVinterViking 2 |
34,6
|
31,0
|
25,2
|
28,4
|
Ш | Michelin X-Ice North |
40,1
|
37,7
|
33,2
|
37,7
|
Ш | Среднее значение |
37,4
|
34,4
|
29,2
|
33,1
|
Липучка | Bridgestone Blizzak WS-60 |
31,5
|
35,2
|
56,1
|
83,0
|
Липучка | Nokian Hakka R |
32,2
|
35,7
|
52,1
|
77,1
|
Липучка | Michelin X-Ice 2 |
30,3
|
33,2
|
56,5
|
86,7
|
Липучка | Среднее значение |
31,3
|
34,7
|
54,9
|
82,3
|
Но дорожные условия не ограничиваются одним только льдом. Особенно в городе: как бы не ругали наших дорожников, но дороги они всё-таки чистят и обрабатывают противоголёдными реагентами (хотя бы солью с песком). Поэтому нужно рассмотреть ещё несколько: сухой асфальт, мокрый асфальт, снег и снежная каша.
На асфальте шипы только вредят. Стальной шип скользит по поверхности асфальта, не цепляется сам и мешает цепляться ламелям. Поэтому ещё леть десять назад шипованная резина на асфальте вела себя как корова на коньках. В современных моделях шипы при движении по асфальту научились прятаться, а форма и способ крепления шипа в покрышке позволяют не слишком уменьшать пятно контакта. В итоге характеристики шипованной резины стали более стабильны и при движении на асфальте. Последние модели шипованной резины в этом превосходят нешипованную, хотя и незначительно. Вот, например, результаты тестов различных моделей шиповки и липучки журнала за рулём:
Дистанция (в метрах), необходимая для объезда препятствия на сухом асфальте с одноврменным торможением со скорости 100 км/ч:
Тип | Модель | Дистанция |
---|---|---|
Ш | Nokian Hakkapelita 2 |
29,8
|
Ш | Vredestein Arctrac |
30,0
|
Ш | Yokohama Ice Guard 35 |
30,0
|
Ш | Nokian Hakkapeliitta 4 |
30,1
|
Ш | Sava Eskimo Ice |
30,3
|
Ш | Hankook Winter I'Pike |
30,6
|
Ш | GoodYear UltraGrip Extreme |
30,7
|
Ш | Cordiant Sno-Max |
31,0
|
Ш | Gislaved Nord Frost 5 |
31,0
|
Ш | Continental ContiIce Contact |
31,2
|
Липучка | Michelin X-Ice 2 |
31,3
|
Липучка | Michelin Maxi-Ice |
31,3
|
Липучка | GoodYear Ultragrip Ice+ |
31,4
|
Ш | Michelin X-Ice North 2 |
31,5
|
Ш | Nokian Hakkapeliitta 7 |
31,6
|
Липучка | Continental ContiVikingContact 5 |
31,7
|
Ш | Pirelli WInter Carving Edge |
31,7
|
Липучка | Nokian Hakkapeliitta R |
31,9
|
Липучка | Dunlop Graspic DS-3 |
32,4
|
Липучка | Yokohama Ice Guard 30 |
32,9
|
Из таблицы видно, что разные типы резины (липучка и шиповка) и разные модели ведут себя на сухом асфальте примерно одинаково: разница уж совсем небольшая.
Если асфальт мокрый, то тормозной путь увеличивается одинаково как для шипованной резины, так и для липучки, если у них похожий рисунок протектора. Поэтому выделить что лучше для мокрого асфальта, а что для сухого не получится: расклад сил от этого не изменится. Вот, например, результаты тестов различных моделей шиповки и липучки журнала за рулём:
Тормозной путь (в метрах) на мокром асфальте (с использованием АБС) со скорости 80 км/ч
Тип | Модель | Тормозной путь |
---|---|---|
Ш | Nokian Hakkapeliitta 2 | 33,9 |
Ш | Yokohama Ice Guard 35 | 34,2 |
Ш | Cordiant Sno-Max | 34,4 |
Ш | Nokian Hakkapeliitta 4 | 34,5 |
Ш | Vredstein Arctrac | 34,6 |
Ш | Pirelli Winter Carving Edge | 34,7 |
Ш | Gislaved Nord Frost 5 | 35,1 |
Ш | GoodYear UltraGrip Extreme | 35,3 |
Ш | Nokian Hakkapeliitta 7 | 35,7 |
Липучка | Yokohama Ice Guard 30 | 36,1 |
Липучка | GoodYear Ultra Grip Ice+ | 36,3 |
Ш | Michelin X-Ice North 2 | 36,3 |
Ш | Hankook Winter I'Pike | 36,6 |
Липучка | Michelin X-Ice 2 | 36,7 |
Липучка | Nokian Hakkapeliitta R | 36,8 |
Ш | Sava Eskimo Ice | 36,9 |
Ш | Continental ContiIceContact | 37,1 |
Липучка | Dunlop Graspic DS-3 | 38,1 |
Липучка | Continental ContiVikingContact 5 | 39,2 |
Ш | Michelin Maxi-Ice | 40,6 |
Из таблицы видно, что раскладку сил мокрый асфальт не изменил, хотя разброс значений в этом тесте побольше и уже (с натяжкой) можно отметить, что из выбранных моеделей для теста шиповки тормозят немного получше.
Остаётя рассмотреть последний тип зимнего покрытия: снег. Тут всё очень просто: в снегу и на снегу шиповка и липучка ведёт себя одинаково отвратительно: шипы не дотягиваются до льда, а ламели забиваются снегом. Единственный вариант, когда есть заметная разница- это первый снег при околонулевой температуре: под колесами он трамбуется и превращается в лёд. А на льду при температуре около нуля выигрывает шиповка. Во всех остальных снежных вариантах: рыхлый снег, снежная каша и проч.- никакой разницы в типах нет.
В итоге- что же лучше?
Получается, что шипованная резина и липучка примерно одинаковы почти во всех случаях. Разница есть только на льду и только в определённом диапазоне температур. Если очень холодно- ниже минус пятнадцати градусов, то на льду лучше- липучка. Если не очень холодно- от нуля до минус десяти, то на льду лучше шиповка. На льду при температуре от -10 до -15 градусов, в снежной каше, на снегу, на мокром или на сухом асфальте- разницы практически нет.
Казалось бы всё просто: если живём в центральной полосе России (не очень холодно), то лучше шиповка. Если в северных регионах (очень холодно), то лучше- липучка. В принципе- так и есть. Но почему же часто даже профессионалы выбирают липучку для центральной полосы России и наоборот- шиповку для севера?
Помимо сцепления с дорогой шиповка и липучка обладают некоторыми другими характеристиками. И прежде всего это шумность. Все знают, что во время езды клацанье шипов сливается в постоянный сильный гул. И чем выше скорость, тем громче и противнее гул. На трассе он переходит в противный вой. Этот шум очень негативно влияет на психику людей, по нескольку часов проводящих за рулём. Гул вообще разрушителен для психики просто из-за того, что он очень утомляет морально, а потом и физически. Усталость очень быстро накладывает отпечаток на реакцию водителя и его рефлексы. В итоге получается, что гораздо безопаснее ехать в тишине на "неправильной резине", чем утомлённым на "правильной".
Кстати, снижение шума часто чисто- коммерческая необходимость. Например- при перевозке пассажиров.
Кроме того- "неправильность" резины по температуре можно скомпенсировать простым снижением скорости. Мы знаем, что при увеличении скорости в два раза тормозной путь вырастает в четыре раза. Таким образом, чтобы сравнять тормозной путь в два раза достаточно снизить скорость менее, чем в полтора раза. Например- вместо 100 км/ч ехать 80. Причём это касается только езды по льду, т.к. в остальных случаях разницы почти нет.
Ещё один фактор при "нелогичном" выборе резины- это её поведение в условиях, для которых она не предназначена. Пока замечена разница только в одном случае: в случае езды по грунтовым дорогам с глубокой грязью в межсезонье. В грязи шипованная резина ведёт себя немного лучше липучки за счёт чуть иной конструкции протектора.
Ещё один фактор- снижение свойств шипованной резины при потере шипов. Несекрет, что потеря шипов сводит на нет все её преимущества и в итоге безшиповая шиповка становится хуже липучки. А шипы вылетают из резины довольно быстро, особенно при резкой манере езды с резкими разгонами и торможениями. Чтобы шипы продержались дольше (хотя бы сезона три)- необходимо ездить плавно. Кроме того при покупке новой шипованной резины первое время следует "прикатывать" шипы согласно рекомендациям инструкции. Чаще всего- ограничиваетс скорость на уровне 80 км/ч. У липучки же шипов нет, терять ей нечего, и своих характеристик она почти не теряет пока совсем не сотрётся.
Итак: для обычного городского водителя средней полосы России с небольшими ежедневными пробегами лучше подходит шипованная резина как более универсальная, но менее долговечная. Для профессионалов из той же средней полосы России с большими ежедневными пробегами больше подходит липучка, но с оговоркой, что в некоторых случаях необходимо немного снизить скорость.
Прикинув свой ежедневный пробег и условия езды вы можете выбрать тип резины под себя: липучку или шиповку. Теперь необходимо выбрать рисунок протектора.
Какой рисунок протектора выбрать?
Всего выделяют два типа рисунка протектора зимней резины: баттерфляй (для интенсивного отвода воды) и сплошной (обычная). А резину с такими типами называют баттерфляйкой (дождевой) и, соответственно, обычной. Баттерфляйка всегда с направленным рисунком, сплошная бывает разных типов. Вот так они выглядят:
Баттерфляйка (дождевая) |
Обычная ненаправленная резина
|
Баттерфляйка позволяет избежать эффекта аквапланирования на высоких скоростях, но в обычной резине шипы расположены более регулярно, держатся надёжнее и дольше не выпадают. Если Вам часто приходится ездить по мокрым дорогам (а для города это почти всегда так), то есть смысл выбирать баттерфляй.
Когда нужно менять резину?
По общим рекомендация одевать зимнюю резину нужно осенью в момент, когда среднесуточная температура падает ниже +5 градусов цельсия. В это время уже возможны утренние заморозки с образованием наледи. Кроме того летняя резина при такой температуре становится слишком дубовой.
Маленькие хитрости при выборе резины
Если Вам предстоит купить зимнюю резину, советую прислушаться к рекомендации профессионалов: выбирать зимнюю резину с максимальной толщиной профиля. Внешний диаметр колеса, при этом, измениться не должен. Если у вас летняя резина низкопрофильная, то лучше всего будет приобрести другие колёсные диски (меньшего диаметра) и купить для них зимнюю резину большего профиля. В цене разница будет не очень большой: хотя нужно купить ещё комплект дисков, но зато покрышки меньшего диаметра дешевле. Кроме того- экономия на переобувании зимней резины на летнюю и наоборот дважды в год.
Делается это из-за того, что зимой толстый профиль защищает ваши диски от ударов и повреждения при наезде на лёд или камни под снегом. Кроме того Ваши летние диски сохранят красоту, а не покроются коррозией из-за антигололёдных реагентов. Ну и, наконец, более толстый профиль означает большую мягкость резины, а значит улучшаются её сцепные свойства.
Ещё одно удобство наличия зимней резины на отдельных дисках- отсутсвие необходимости ехать в шиномонтаж, стоять в очереди и переобуваться: колёса можно заменить самостоятельно.
Чаще всего водители предпочитают покупать зимнюю резину летом (когда самая выгодня цена). А из дисков выбирают на зиму дешёвые штампованные для своей модели.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инстаграм